ГБУК "Самарский академический театр оперы и балета"

Самарский академический театр оперы и балета — один из старейших театров России. В 2016 году театру исполнилось 85 лет. Мировая оперная и балетная классика – «золотой» фонд музыкального искусства — составляет основу репертуара театра.

Самарский оперный дорожит творческими контактами с академическим Большим театром России. Особая страница в истории города и биографии театра – работа на его сцене в годы Великой Отечественной войны труппы академического Большого театра Союза ССР (октябрь 1941 — сентябрь 1943).

5 марта 1942 года – памятная дата в истории мировой музыкальной культуры: в стенах Куйбышевского театра в исполнении оркестра ГАБТа под управлением дирижера Самуила Самосуда впервые была исполнена Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича.

У истоков самарского театра стояли выдающиеся российские музыканты – ученик Танеева и Римского-Корсакова, дирижер и композитор Антон Эйхенвальд, дирижер Большого театра Арий Пазовский, известный российский дирижер Исидор Зак, режиссер Большого театра Иосиф Лапицкий. Вписали свои имена в историю театра такие мастера, как дирижеры Савелий Бергольц, Лев Оссовский, режиссер Борис Рябикин, певцы Александр Дольский, народный артист УССР Николай Полудённый, народный артист России Виктор Черноморцев, народная артистка РСФСР, будущая солистка Большого театра Наталья Шпиллер, Лариса Борейко и многие другие.

В настоящее время в труппе театра 6 народных артистов, 18 заслуженных артистов, 31 лауреат международных и всероссийских конкурсов.

История театра

Самарский академический театр оперы и балета – один из крупнейших российских музыкальных театров. Открытие театра состоялось 1 июня 1931 года оперой Мусоргского «Борис Годунов». У истоков его стояли выдающиеся российские музыканты – ученик Танеева и Римского-Корсакова, дирижер и композитор Антон Эйхенвальд, известный российский дирижер Исидор Зак, режиссер Большого театра Иосиф Лапицкий.

Вписали свои имена в историю театра такие мастера, как дирижеры Савелий Бергольц, Лев Оссовский, режиссер Борис Рябикин, певцы Александр Дольский, народный артист УССР Николай Полудённый, народный артист России Виктор Черноморцев, народная артистка РСФСР, будущая солистка Большого театра Наталья Шпиллер, Лариса Борейко и многие другие.

Балетную труппу возглавила солистка Мариинского театра, участница легендарных дягилевских сезонов в Париже Евгения Лопухова. Она открыла череду блестящих петербургских хореографов, в разные годы стоявших во главе нашего балета. Балетмейстерами Самарского театра были талантливый хореограф, ученица Агриппины Вагановой Наталья Данилова, легендарная петербургская балерина Алла Шелест, солист Мариинского театра Игорь Чернышёв, народный артист СССР Никита Долгушин.

Театр быстро набирает репертуар. В постановках 30-х годов – оперная и балетная классика: оперы Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Даргомыжского, Россини, Верди, Пуччини, балеты Чайковского, Минкуса, Адана.

Большое внимание, соответственно требованиям времени, театр уделяет и современному репертуару. В довоенный период впервые в стране были поставлены оперы «Степь» А. Эйхенвальда, «Таня» Г. Крейтнера, «Укрощение строптивой» В. Шебалина и др.  Смелый творческий эксперимент, обращение к неизвестным или незаслуженно забытым шедеврам, присущ театру и в послевоенные годы. В его афишах – десятки названий, от классики XVIII в. («Медея» Керубини, «Тайный брак» Чимарозы) и мало исполняемых произведений русских композиторов XIX в. («Сервилия» Римского-Корсакова, «Чародейка» Чайковского, «Елка» Ребикова) до европейского авангарда ХХ в. («Карлик» фон Цемлинского, «Свадебка» Стравинского, «Арлекино» Бузони).
Особая страница в жизни театра – сотворчество с современными отечественными авторами. Нашей сцене доверяли свои произведения выдающиеся российские композиторы Сергей Слонимский и Андрей Эшпай, Тихон Хренников и Андрей Петров. Значительнейшим событием, далеко выходящим за пределы самарской культурной жизни, стала мировая премьера оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного», осуществленная великим музыкантом ХХ века Мстиславом Ростроповичем в содружестве с выдающимися мастерами сцены режиссером Робертом Стуруа и художником Георгием Алекси-Месхишвили.
Вершиной музыкальной жизни Самары ХХ века, поистине историческим событием стало исполнение на сцене Самарского оперного театра Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Великое произведение, отражающее трагические события военного времени, передающее все величие подвига советских воинов, было дописано композитором в декабре 1941 г. в эвакуации в Самаре и исполнено оркестром Большого театра под руководством Самуила Самосуда 5 марта 1942 г.

В начале 2000-х годов в театре прошло несколько премьер, получивших большой зрительский резонанс: были поставлены оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Мавра» Стравинского, «Служанка-госпожа» Перголези, «Евгений Онегин» Чайковского, «Риголетто» Верди, «Мадам Баттерфлай» Пуччини, хореографическая кантата «Свадебка» Стравинского, балет Гертеля «Тщетная предосторожность». Театр активно сотрудничает в этих постановках с московскими мастерами из Большого театра, Новой оперы, с другими театрами России.

Много внимания уделяется постановкам музыкальных сказок для детей. Артисты оперы и балета выступают и на концертной сцене.

Яркая страница в жизни театра – фестивали. В их числе ежегодный фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, международный фестиваль оперного искусства «Басы ХХI века», музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». Под разными названиями ежегодно проходит весенний оперный форум (в 2012 — Международный оперный фестиваль имени Ирины Архиповой, в 2013 — «Фестиваль оперного искусства «Два века с Верди»», в рамках которого состоялись гастроли Московсого театра «Новая опера» им.Е.В.Колобова, была представлена премьера оперы «Трубадур», в 2014 — фестиваль оперного искусства «Лики любви», в 2015 — фестиваль «Песнь торжества», посвященный 70-й годовщине Великой Победы). Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест в 2003 году был удостоен Ордена «Екатерины Великой», а в 2011 году вошел в состав Ассоциации Европейских Фестивалей. Президент Ассоциации Дарко Брлек в 2012 году посетил один из спектаклей XII фестиваля классического балета им.а.Шелест. Благодаря фестивальным инициативам театра самарские зрители могут познакомиться с искусством десятков крупнейших мастеров отечественного и зарубежного оперного и балетного искусства.

К 85-летию театра в репертуар вошли оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Травиата», «Риголетто» и «Аида» Дж.Верди, «Мадам Баттерфляй» и «Тоска» Дж.Пуччини, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И.Чайковского, «Севильский цирюльник»Дж.Россини, «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»  и «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова; оперетты «Летучая мышь»И.Штрауса и «Сильва» И.Кальмана; балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Серенада»П.И.Чайковского, «Баядерка», «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Анюта» на музыку В.Гаврилина, «Жизель» и «Корсар» А.Адана, «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева, «Танго…Танго…Танго…» на музыку А. Пьяццоллы, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Шопениана» Ф.Шопена, «Павильон Армиды» Н.Черепнина, «Дама пик» А.Чайковского. Дабы вернуться к истокам на новом витке своего исторического развития, театр осуществил постановку оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

Руководство

Генеральный директор, заслуженный работник культуры России, кавалер «Ордена Дружбы» — Глухова Наталья Степановна

Администрация:
Заместитель генерального директора по экономике и финансам — Орлов Алексей Вячеславович
Заместитель генерального директора по организационно-правовым и кадровым вопросам — Савельева Татьяна Викторовна
Заместитель генерального директора по организации и проведению театральных мероприятий — Таранова Елена Игоревна
Заместитель генерального директора по техническим вопросам — Водолазов Владимир Николаевич
Главный бухгалтер — Кохно Ольга Николаевна
Приемная генерального директора (секретарь Белова Екатерина Анатольевна) — +7 (846) 332 08 27

Художественное руководство:
Главный дирижер — лауреат международного конкурса Евгений Хохлов
Главный балетмейстер — заслуженный артист РФ Юрий Бурлака
Главный хормейстер — Ольга Сафронова
Главный художник — Елена Соловьева

Контактная информация

Официальный сайт: http://www.opera-samara.net
443010, г. Самара, площадь Куйбышева, дом 1.
Тел./факс:
332 08 27 (секретарь)
333 42 66 (отдел маркетинга и рекламы)
332 02 88 (литературно-музыкальная часть)
333 48 11 (администратор)
332 25 09 (касса, ежедневно с 10 до 19 часов)
E-mail: satob@opera-samara.net

Проезд:
трамваями
1, 3, 5, 15, 16, 20, 20к, 22 маршрутов
автобусами
2, 23, 24, 34,37, 41, 46, 47 маршрутов
маршрутными такси
92, 226, 240, 295, 297 маршрутов