В Самарском академическом театре оперы и балета состоится премьера оперы «Кармен»

 

20 и 21 апреля в Самарском академическом театре оперы и балета (пл. Куйбышева, 1) состоится премьера оперы Ж. Бизе «Кармен».

Опера «Кармен» – один из признанных шедевров мирового оперного искусства. Сюжет взят из одноименной новеллы П. Мериме, но ее содержание претерпело существенные изменения. Литераторы А. Мельяк и Л. Галеви разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали новые образы действующих лиц, во многом отличные от их прототипов. В центре круговорота событий – красивая, страстная и свободолюбивая цыганка. Музыка оперы, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. С большим мастерством воссоздан национальный колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» – в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Это последняя опера Ж. Бизе, прошедшая тернистый путь к славе и сценам мировых театров. Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года в театре «Опера-Комик», и, как это не странно – успеха не имела и закончилась полным провалом. Публика оказалась не готова к подобному реализму на сцене и газеты обвинили композитора в безнравственности. Однако именно негативные рецензии создали «Кармен» огромную популярность. В немалой степени возвращению оперы на парижскую сцену способствовали триумфальные гастроли в Европе, России и Америке. Пётр Ильич Чайковский писал: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…». Так и произошло. В Париже постановка была возобновлена в 1883 году в редакции Э. Гиро, который заменил разговорные диалоги речитативами и добавил балетные сцены в финале оперы, взяв музыку из других произведений Бизе. Именно в такой версии опера будет представлена на сцене Самарского академического театра оперы и балета.

Рассказывая о концепции будущей премьеры, режиссер-постановщик Георгий Исаакян отметил: «Мы не делаем узнаваемую Кармен, трясущую цветком с первого такта. Отталкиваться мы будем, как и в повести Мериме, от воспоминаний Хозе в камере смертников – эту мысль мы делаем основной для нашей истории. Мне всегда казалось, что Кармен вроде бы для всех, но на самом деле всегда одна и сама для себя. Испания, безусловно, проникает в спектакль, но идет очень изысканно-культурным путем. И в этом смысле соединение XIX века с XXI-м у нас конечно наличествует».

Дирижер-постановщик – Александр Анисимов, режиссер-постановщик – Георгий Исаакян (Москва), художник-постановщик, художник по костюмам – Елена Соловьева, художник по свету – Евгений Ганзбург (Санкт-Петербург).