Культура в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны

 

         Страницы истории Великой Отечественной войны хранят память о тяжелых испытаниях для страны и о людях, которые эти испытания вынесли.  Здесь трагические события переплетаются с яркими героическими подвигами. Города, организации, люди – все вносили свой посильный вклад в Победу. Куйбышев не стал исключением. Например,  ни для кого не секрет, что в годы Великой Отечественной войны наш город являлся запасной столицей. Здесь размещались правительство и иностранные посольства. Многие предприятия были переоборудованы и работали на фронт. Не все знают о судьбе учреждений культуры Куйбышева в годы войны. Ниже преведены некоторые факты об их вкладе в Победу.

 

Из истории Волжского хора. Пётр Милославов. Военные годы

 

Основатель Государственного Волжского русского народного хора, заслуженный деятель искусств РСФСР Пётр Михайлович Милославов (1898 – 1975 гг) был участником Великой Отечественной войны.

В 1941 году он добровольцем ушёл на фронт, начав службу в армии бойцом-автоматчиком, сапёром, а закончил её в качестве художественного руководителя военного ансамбля песни и пляски.

Пётр Михайлович прошел Великую Отечественную войну от первого до последнего дня, был ранен. В архивах сохранились приказы Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза И.В. Сталина и Маршала Советского Союза Г.К. Жукова о награждении сержанта П.М. Милославова орденом Красной Звезды от 4 марта 1945 года, а также об объявлении благодарности и вручении медалей сержанту П. Милославову, принимавшему участие в боях в районе Сталинграда, Могилева, Франкфурта-на-Одере, Берлина, в форсировании рек Прони, Днепра, Вислы, от 20 января 1943 года и 5 июля 1945 года.

Со времен Великой Отечественной войны Пётр Михайлович чудом сумел сберечь почерневшую от времени тетрадь. Это своеобразная летопись, сказание о боевом пути 64-oй стрелковой дивизии, с которой он прошёл от Сталинграда до Берлина. Туда вместе с событиями военного времени заносились песни, сочиненные во время коротких передышек; частушки, пародии на злобу дня и т.д. Во время битвы за Сталинград пели песню «Сталинградская оборонная»:

Мы любимый свой баян

Пронесли по всем боям.

А в Берлин когда нагрянем,

Под него частушку грянем.

Эх, цель верней,

Наступай сильней

Немцам жару поддавай,

Передышки не давай.

С большим юмором звучала музыкальная пародия на известную песню Захарова «И кто его знает». «Мне дорога эта военная тетрадь, — писал П.М. Милославов. - Так же, как дороги были наши выступления перед бойцами. Русская народная песня пользовалась всегда большой симпатией, но особую ценность приобрела она во время боев на чужой территории. Это уже была не только музыка, но живое олицетворение отчизны; это была и далекая деревня, и семья, и детские забавы и мечты». Особо запомнились Петру Михайловичу взятие Берлина, празднование Первомая и Дня Победы. Везде звучала разудалая русская народная песня «Калинка». Ее распевали повсюду и русские, и иностранцы — наши союзники.

 (Текстовый материал из книги Поповой Е.Н. «Государственный Волжский русский народный хор им. П.М. Милославова: история творческой деятельности»)

 

Работа Самарского академического  театра драмы им. М. Горького в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

 

Время Великой Отечественной войны – особая страничка в истории театра. Осенью сорок первого Куйбышев стал запасной столицей. Из осажденной Москвы и блокадного Ленинграда в Куйбышев были  эвакуированы Государственный академический Большой театр, Ленинградский академический театр оперы и балета, симфонический оркестр Всесоюзного радио.

Куйбышевский театр драмы имени М. Горького уже в сентябре 1941 года начал ставить пьесы столичных авторов, также эвакуированных в Куйбышев. Настроения военного времени передавали такие постановки, как «Нашествие» Леонида Леонова, «Фронт» Александра Корнейчука, «Русские люди» Константина Симонова. Событием стал спектакль 1942 года «Ромео и Джульетта» с Зоей Чекмасовой и Владимиром Бурэ. Спектакль игрался потом в течение пяти лет и надолго сохранился в памяти зрителей как один из лучших, скрашивавших тяжелую жизнь самарцев в военные годы. 

Артисты Куйбышевского драматического театра постоянно выезжали с гастролями на фронт. Всего в течение войны они показали в общей сложности 485 спектаклей.

Большинство актеров в годы войны ездили по селам с концертами. Концертные бригады обслуживали госпитали, писали для раненых письма домой, выполняли обязанности нянечек. 

В 1944-ом в Куйбышев поступила телеграмма: «Прошу передать сотрудникам Куйбышевского государственного драматического театра имени Горького, собравшим 50 000 рублей на восстановление Сталинграда, 40 000 рублей в фонд помощи детям фронтовиков, 25 000 рублей на строительство танковой колонны, мой братский привет и благодарность Красной Армии» - И. Сталин.

Счастливый день победы 9 мая 1945 года большинство труппы встречало в подшефном госпитале. Вечером, перед началом спектакля «Так и будет», директор театра зашел в гримерку к артисту Георгию Шебуеву: «В последнем акте, где вы поднимаете бокал за всех, кто вернется с фронта, можете говорить на эту тему, сколько хотите, помимо текста роли». Когда артист начал говорить уже не по тексту пьесы, зрители все больше и больше проникались исключительностью и торжественностью этих минут. Зал долго гремел аплодисментами народу-победителю.

 

Деятельность Самарского театра кукол в период  Великой Отечественной войны

 

В мае 1941 года Куйбышевский театр кукол, как обычно в это время, гастролировал. Своего транспорта у театра тогда не было. Куклы и декорации возили на тачке, специально для этого изготовленной. В отдаленные деревни и поселки добирались в тесных, забитых людьми общих вагонах. Гастроли проходили с начала мая до конца лета. Ездили вместе с детьми, которых не на кого было оставить. Играли в сельских клубах и пионерских лагерях. На этот раз актеры давали спектакли для ульяновских детей. Здесь под Ульяновском, в пионерском лагере близ станции Подбельск, их и застала весть о начале войны. Все мужчины театра сразу ушли на фронт.

Несмотря на сложнейшие условия, отсутствие актеров-мужчин, Куйбышевский театр кукол, оставшись единственным детским театром в городе, продолжал играть спектакли и создавать новые.

За годы войны было сыграно 2 700 спектаклей для 700 000 зрителей, среди которых не только дети, но и красноармейцы, раненые. В госпиталях, на заводах и фабриках, в детских домах, актеры играли свои новые военные спектакли: «Собакам — смерть собачья», «Партизаны», «Сказки партизанского леса», «Как немецкий генерал с поросенком воевал». В этих пламенных агитационных сатирических спектаклях в гротесковой форме кукольники гневно осмеивали Гитлера, Геббельса, Муссолини, Риббентропа, фашистских солдат и говорили о неминуемой скорой победе советской армии.

 

Военные годы Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина

 

Деятельность музеев Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны – яркая и трагическая страница истории музейного дела. Война поставила перед музейными работниками две задачи: сохранение музейных ценностей и определение формы своей деятельности в экстремальных условиях.

К началу Великой Отечественной войны Куйбышевский областной музей краеведения становится одним из культурных центров региона. Но в июле 1941 году музей и его коллекции экстренно в течение 4 дней были переведены из дома на ул. Пионерской, 22 в Антирелигиозный музей, располагавшийся в здании бывшего костела на ул. Фрунзе, 157.

На фронт многие музейные работники: П.И. Молчанов, А.Т. Петтоки, Н.И. Промахин, А.А. Живоносновский, М.Д. Кочетков, Н.И.Чибирков, Н.К. Каргер, Н.В. Бакшаев. Не все музейные работники вернулись с войны.

На основании постановления СНК СССР от 2 июля 1941 года «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне» в музее была создана группа самозащиты из пяти звеньев (пожарное, светомаскировки и охраны, санитарное, химическое, связи и наблюдения). Подготовка членов группы самозащиты проводилась за полчаса до начала рабочего дня. В подвальной части музея находилось бомбоубежище, к которому был прикреплен детсад № 38.

Коллектив музея состоял в основном из женщин, на плечи которых легли и тяжесть сельскохозяйственных работ, и мобилизационные работы на оборонных предприятиях города, и основная музейная деятельность.

Главной своей задачей музейные работники считали воспитание патриотизма, любви к Родине и готовности защищать ее. Они проводили большую работу вне стен музея: на предприятиях, в колхозах, воинских частях, различных учреждениях. Музейные работники проявляли большую заботу о раненых. Сотрудники музея систематически проводили лекции в палатах госпиталей об истории города, о природных богатствах края. На предприятиях работали выставки-передвижки. За годы войны вне музея было организовано 204 выставки, проведено 313 экскурсий и прочитано 1192 лекции.

В здании на ул. Фрунзе, 157 были выделены две комнаты и для стационарных выставок. В инструктивном письме Наркомпроса РСФСР от 15 июля 1941 года говорилось: «Исторические отделы музеев должны показывать героическое прошлое народов СССР, величие русского оружия». 21 февраля 1942 года открылась стационарная выставка «Великая Отечественная война». Она рассказывала о героическом военном прошлом русского народа, о борьбе советского народа с фашистскими захватчиками, о самоотверженной работе в тылу. Выставка работала все дни недели, кроме среды. Научные сотрудники, обслуживавшие посетителей во время экскурсий, работали в две смены. Посетители-одиночки проходили бесплатно. 19 апреля 1942 года открылась стационарная агротехническая выставка. 16 сентября 1942 года – стационарная выставка «Куйбышевская область за 25 лет Советской власти».

Продолжалась в музее и научная работа, и работа по комплектованию музейных коллекций. С 22 декабря 1941 года велась инвентаризация имущества музеев – краеведческого и антирелигиозного – с целью уточнения его состояния. Сотрудники выезжали в научные командировки в районы области.

В 1941-1945 гг. в фонды музея поступило 433 предмета. Большей частью это были материалы, экспонировавшиеся на выставке «Народное хозяйство Куйбышевской области».

После окончания войны Куйбышевский областной музей краеведения еще долго не мог развернуть полноценную экспозицию, работая с посетителями на тематических выставках. В 1947-1948 гг. выставочная работа была свернута, и сотрудники музея были заняты проведением полной фондовой сверки. С 1941 по 1946 гг. в неотапливаемом помещении пришли в негодность многие музейные предметы. Только в 1951 году музейные коллекции после сверки были размещены в приспособленном под фонды подвальном помещении здания бывшего костела. Началась работа по созданию новых музейных экспозиций.

 

ТЮЗ во время войны

 

Куйбышевский/Самарский театр юного зрителя ведет свою историю с 1930 года. Но в  июне 1941 года ТЮЗ перестал существовать. Произошло это на взлете театра, в самый пик творческого развития. Ведущие актеры были распределены по драматическим труппам – В Куйбышевский театр драмы перевели Невструеву, Ярцеву, Шиканову, Спиридонова, в Ульяновскую драму – Любимову, Цибина, Демиховского. Но помещение ТЮЗа для эвакуированных правительства и иностранных посольств не понадобилось. Зрительный зал во время войны сиротливо пустовал, ожидая детей, юных зрителей, педагогов, студентов.

Война была в самом разгаре, когда в газете «Волжская коммуна» появилось письмо группы видных куйбышевских ученых-преподавателей пединститута «ТЮЗ должен быть». Голос общественности был услышан. Второе рождение театра состоялось 1 июня 1943 года. Была показана премьера «На заре туманной юности». Военно-патриотическая направленность репертуара тогда определяла всю деятельность ТЮЗа. В репертуаре – спектакли «Надежда Дурова», «Финист - Ясный сокол», «День живых». Патриотизм, самоотверженность, понимание того, что работаешь  на Победу,  что каждый твой успех - вклад в общее сопротивление врагу - не только красивые слова. Шла работа на износ в невероятно трудных условиях, в голод и холод, когда снабжение определялось нормами по графе «служащие», а это значило, что сахара в  месяц полагалось 500 граммов,  а выдавалось - двести,  масла - 400 граммов,  а «отоваривали» - половину, картофеля - 5 кг, а давали  - два...  Конечно же, по карточкам и в долгих очередях. На хлеб уходило ползарплаты - мизерной, как всегда у артистов.    

Пришли печальные известия о том, что погибли на фронтах войны режиссер А. Масленников, артисты А. Зверев и А. Михайловский.

Но труппа театра полнилась фронтовиком Александром Васильевым (позже он стал заслуженным артистом РСФСР). Значительную роль в жизни ТЮЗа сыграл художник Михаил Свинин, который с 1941 года прошагал от Москвы до Берлина, воевал в Румынии, Венгрии, Чехословакии, удостоен многих орденов и медалей.  

 

Самарская государственная филармония в годы войны


Уже 23 июня 1941 г., на следующий день после объявления войны, артисты Самарской филармонии дали первый концерт на военно-призывном пункте г. Куйбышева. Многие сотрудники были мобилизованы, артисты создавали фронтовые бригады. С июня 1941 года «перестройка работы филармонии была полностью подчинена делу обороны и задачам Отечественной войны». С первых дней после объявления войны были призваны в РККА музыкант Тейх М.Н., библиотекарь Старков Л.В., сатирик Лысанов А.Н., музыканты оркестра С.Катсон, Н.Обрящиков, Ю.Голубев, дирижёр Ю.Оленин и другие. Создана первая фронтовая бригада в составе Ядова, Зенкевич, Балашовой, Никитиной, Левитина, Мироновой, Хворостяного,Хропова,Грианиной,Сенаторова,Миркис.

За все годы войны от Самарской филармонии по всем направлениям работало 13 фронтовых бригад, многие из которых вместе с частями Красной Армии встречали День Победы у стен Рейхстага в Берлине.

В октябре 1941 года организован и утверждён состав артистов из шести художественно-творческих Колхозных бригад по обслуживанию районов области. Планировалось провести не менее 2400 концертов.

Город Куйбышев приобрел статус «Запасной столицы». В октябре в наш город эвакуированы труппа Большого театра СССР и Союз композиторов во главе с Д.Шостаковичем. В ноябре 1941 года здание филармонии было передано «Передвижному театру оперы и музыкальной комедии». Концерты филармонии проводились на сценах клубов им. Дзержинского и завода им. Масленникова, театра драмы и Дома Красной Армии.

Приказом филармонии от 16 февраля 1942 года создан Оперный ансамбль  для обслуживания крупных районных центров и городов области. Первой работой артистов стали премьеры П.Чайковского «Евгений Онегин» и «Русалка» А.Даргомыжского. Коллектив Симфонического оркестра филармонии (дирижёр Д. Мошкович), несмотря на недостаток голосов инструментов в оркестре, исполнил в своих программах симфонические произведения: «Песнь о Сталине», «Лезгинка» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна, «Король Из» Э.Лало, «Гамлет» П.Чайковского, Увертюра к опере «Оберон» К.-М.Вебера и др.

Артисты колхозного сектора филармонии за 4-й квартал 1941 года и 1-й квартал 1942 года провели свыше 400 концертов, обслужили свыше 450 колхозов. План за 2-й квартал выполнили на 130%. Эта огромная работа была проделана в тяжелейших условиях (передвижение из колхоза в колхоз при температуре 40-50 градусов мороза, выступление в холодных неприспособленных помещениях, работа в карантинных районах).

5 марта 1942 годав исполнении оркестра ГАБТа под управлением С.Самосуда впервые в Куйбышеве прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Д.Шостаковича. В исполнении участвовали и артисты филармонии.

Осенью в филармонии была создана вторая фронтовая бригада, которую возглавил артист Борис Дубров - прекрасный чтец и ведущий множества праздничных и правительственных концертов. Его бригада за пять месяцев пребывания на фронте дала 180 концертов.

Несмотря на сложности военного положения, масштаб концертной деятельности Куйбышевской филармонии рос от месяца к месяцу, увеличившись, по сравнению с довоенным временем, в 6 раз. Всего лишь за один сезон 1942 года было дано 6100 различных концертов, в числе которых и симфонические: Первая, Пятая и Шестая симфонии П.Чайковского, оркестровые сочинения М.Глинки («Камаринская» и «Арагонская хота»), Н.Римского-Корсакова («Испанское каприччио» и «Светлый праздник»), М.Мусоргского (оркестровые фрагменты из опер и редко звучащий торжественный марш «Взятие Карса»), симфонии Л.Бетховена.

В 1943 году фронтовая бригада, возглавляемая Я.Ядовым, за 4 месяца дала 208 концертов. Все члены бригады были награждены медалью «За оборону Сталинграда».

Функции художественного руководителя филармонии получает вернувшийся с фронта М.А.Тейх. В конце 1943 года Всесоюзный комитет по делам искусств СНК РСФСР перевел Куйбышевскую филармонию в категорию художественных организаций I-го класса.

1 мая 1945 года – первый рабочий день для артистов только что организованного музыкально-литературного лектория. Художественным руководителем лектория стал патриарх театральной сцены Александр Алексеевич Рославлев. Концерты лектория проходят в школах, ВУЗах, и библиотеках, на заводах Безымянки, в Чапаевске, в Сызрани, в Кинеле и районах области. Многие жители отдалённых сёл и деревень впервые услышали сценическую речь, живое звучание различных музыкальных инструментов оркестра. В штате лектория – чтецы А.Шмелёв и А.Лысанов, пианисты Я.Сецен, Р.Серебро и Т.Третьякова, исполнительницы советских и народных песен В.Зенкевич и Н Снегирёва, певицы В.Никитина, Л.Борейко и В.Шабанова, балалаечник А.Кочетков и гармошечники, отец и сын Демидовы

День Победы фронтовые концертные бригады филармонии встретили в поверженной Германии. Любимица самарской публики Верочка Зенкевич с фронтовой бригадой добралась до Берлина и в день Победы пела на его улицах «Ах, Самара-городок»… Ей, также как и другой артистке Самарской филармонии, певице Наталье Снегиревой, была объявлена благодарность и выдана грамота от лица Верховного главнокомандующего «За овладение Берлином».

В послевоенный состав симфонического оркестра влились новые силы, многие из которых – бывшие фронтовики: скрипачи Е.Малкин, Л.Анисимов, В. и  И.Фроловы, Г.Брагарник, альтисты З.Хайкин и Н.Обрящиков, виолончелист С.Катсон, гобоисты И.Шкиренко и В.Надворский, кларнетист В.Николаев, фаготист А.Банников, трубачи Ю.Голубев и Г.Ракуц, тромбонист М.Гуревич, флейтист П.Найда.

 

Самарский академический театр оперы и балета в годы войны

 

Годы Великой Отечественной войны – особая глава в истории  Самарского – тогда Куйбышевского – театра оперы  балета. В связи с началом войны в структуре и деятельности театра произошли существенные изменения. Решением облисполкома от 13 июля 1941 года к его труппе была присоединена труппа местного театра музыкальной комедии. Вновь созданный театр получил название Куйбышевского театра оперы, балета и музыкальной комедии. В таком качестве он просуществовал до 1949 года.

Объединенный музыкальный театр, в который вошли лучшие работники обоих коллективов, должен был адаптироваться к условиям суровой военной действительности. Театру предстояло заново создавать репертуар, осваивая оба жанра. Хозяйство театра оперы и балета понесло значительный ущерб в связи с тем, что декорации и часть костюмов перед самым началом войны были отправлены в город Орджоникидзе, куда театр должен был выехать на гастроли. Все это было полностью утрачено, в связи с чем театр мог ставить только спектакли с самым несложным оформлением.

В октябре 1941 года в Куйбышев («запасную столицу») был эвакуирован Государственный Большой театр СССР.  На самарской сцене выступали всемирно известные певцы Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Валерия Барсова, Наталья Шпиллер, балерина Ольга Лепешинская, дирижировали С.А. Самосуд, Ю.Ф. Файер, А.Ш. Мелик-Пашаев.

За четыре военных года в куйбышевском театре состоялось 25 премьер: 17 опереточных и 8 оперных и балетных, в числе которых «Русалка» А. Даргомыжского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Иван Сусанин» М. Глинки. В тяжелые военные годы зрительный зал театра всегда был переполнен: в периоды испытаний именно в искусстве люди черпали силы и уверенность в будущем.

Артисты Куйбышевского театра оперы, балета и музыкальной комедии одиннадцать раз выезжали на фронт со спектаклями и концертными программами. В 1943 году солистка оперы П. Агеева в течение двух месяцев была на фронте в составе группы ведущих артистов страны. В 1944 году со спектаклем «Аршин мал алан» театр выступал в частях 1-го Прибалтийского фронта, показав 56 спектаклей и дав большое число концертов в воинских подразделениях непосредственно на переднем крае. Командование фронта объявило благодарность всему составу творческой бригады театра.

В 1944 году театр получил две благодарственные телеграммы от И. В. Сталина за перечисленные 102 000 рублей на строительство самолета «Советский артист» и 148 795 рублей на строительство танков.

Вершиной музыкальной жизни Самары ХХ века, поистине историческим событием стало исполнение на сцене Самарского оперного театра Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Великое произведение, отражающее трагические события военного времени, передающее все величие подвига советских воинов, было дописано композитором в эвакуации в Самаре и исполнено оркестром Большого театра под руководством Самуила Самосуда 5 марта 1942 года.

22 мая 2004 годана доме № 146 по улице Фрунзе, где  27 декабря 1941 года Дмитрий Шостакович закончил работу над Седьмой симфонией, в память об этом событии была открыта мемориальная доска. 25 сентября 2006 года, в день столетнего юбилея композитора, отрезок улицы Рабочей от Струковского сада до площади имени Куйбышева, где находится этот дом, переименован в улицу Шостаковича. Улицы имени Шостаковича нет больше нигде в мире.

Седьмая симфония по праву называется Ленинградской, но мы, куйбышевцы-самарцы, гордимся, что именно в нашем городе 76 лет назад были созданы последние страницы гениальной партитуры и состоялось первое исполнение этого сочинения.