Могут ли региональные органы контроля устанавливать критерии риск-ориентированного подхода при планировании проверок бизнеса?

Самарский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах разъясняет: «Могут ли региональные органы контроля устанавливать критерии риск-ориентированного подхода при планировании проверок бизнеса?»

Политика снижения количества и объема проверочных мероприятий, проводимых органами контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, последовательно реализуется государством. Об этом подробно мы поговорим с Самарским спецпрокурором Романом Былининым.

Напомню, что еще в 2016 году правительством России принято постановление№ 806 «О применение риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 17.08.2016. Этим документом определен перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

Перечень содержит такие виды контроля как региональный государственный экологический надзор, региональный государственный ветеринарный надзор, региональный государственный строительный надзор, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов, государственный жилищный надзор и др.

Что понимается под риск-ориентированным подходом?

Риск-ориентированный подход означает, что перед планированием проверок бизнеса вначале оценивается тяжесть потенциальных негативных последствий от возможного несоблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований. Оценивается вероятность таких нарушений.

С 14 августа 2018 года полномочия по установлению критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими производственных объектов к определенной категории риска возникли у региональных органов государственного контроля (надзора) (подробнее см. ч. 1 ст. 8.1. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Из этого правила возможны исключения, только в случае, если такие критерии не установлены федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации.

Своевременное принятия региональными органами контроля соответствующих нормативных правовых актов является обязательным условием для категорирования подконтрольных субъектов предпринимательства и реализации риск-ориентированного подхода при планировании проверок. Это особенно станет актуальным в преддверии формирования сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год – резюмировал Самарский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Роман Былинин.

01.04.2019