В Самарском художественном музее открылась выставка «Великие Маковские»

1 августа в Самарском областном художественном музее состоялось открытие выставки «Великие Маковские», посвященной творческой династии Маковских. Это первый в истории совместный выставочный проект четырех музеев Поволжья. Помимо Самарского областного художественного музея, в нём принимают участие ведущие музеи Поволжья – Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Нижегородский государственный и Ульяновский областной художественные музеи.

«Выставка Маковских, думаю, будет одной самых востребованных и посещаемых. Совместный проект четырех музеев Поволжья — прекрасная инициатива и, действительно, уникальная возможность посмотреть картины из собрания региональных музеев. Уверен, что это хороший повод даже для столичных любителей живописи сюда приехать», — отметил глава областного министерства культуры Сергей Филиппов.

Маковские – члены большой творческой семьи во главе с Егором Ивановичем Маковским (1802-1886). Он известен как коллекционер и страстный любитель искусства, один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Трое сыновей – Константин, Владимир, Николай и дочь Александра стали художниками.

На выставке в Мраморном зале Самарского художественного музея экспонируются живопись и графика трех наиболее известных представителей династии Маковских: Владимира, Константина и Александра, – всего 44 работы.

«Нам удалось объединить четыре музея Поволжья и реализовать этот масштабный проект за очень короткое время. Это была трудная, серьезная, но невероятно творческая работа. Весь коллектив музея жил одной идеей – представить вам Великих Маковских», — поделилась впечатлениями директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова.

Владимир Егорович Маковский (1846-1920) – один из крупнейших русских жанристов, автор портретов современников, последователь идей демократического реализма, продолжатель традиций художников П.А. Федотова и В.Г. Перова. Среди произведений 1870-х гг. на выставке можно увидеть эскизы к картинам «У острога», «Варят варенье», холсты «Получение пенсии», «Крестьянка в поле».

На выставке представлены полотна, созданные на рубеже ХIХ – ХХ вв. Они происходят из собрания самарских купцов Шихобаловых («Две сестры», «Прощание. К венцу», «Две матери»). Экспонируются также его портреты — известного коллекционера, владельца Цветковской галереи И.Е. Цветкова (1905), его брата, доктора А.Е. Цветкова (1911), а также самарского купца Л.С. Аржанова.

Константин Егорович Маковский (1839–1915) известен как яркий представитель академического стиля, автор салонных портретов, образно говоря, один из основоположников отечественного «гламура» во 2 пол. ХIХ века. После поездки в Египет и Сербию в 1870-х., он испытал особенный интерес к ориентализму. Среди всех его холстов выделяются работы, написанные во время поездки в Италию и Францию в 1904 году — «Модели в ожидании художника (Греющиеся итальянцы)», «Итальянский мальчик» и «Бретонки». В заказных портретах автор откровенно любуется женственностью своих моделей, богатством украшенных драгоценными каменьями костюмов — «Боярышня у окна» (1910), «Боярышня. За чаем» (1914).

Александр Маковский, сын В.Е. Маковского (1869–1924), менее известен любителям искусства. Существенной стороной пейзажных работ художника является тихая, скрупулезная сосредоточенность на избранном мотиве, лиризм. Самой значительной работой Александра Маковского на выставке стала картина «На пасеке» (1916), поступившая из шихобаловского собрания.

В отечественном искусстве второй половины ХIХ – первого двадцатилетия ХХ века Маковские заняли свою особую территорию, их творческая деятельность охватывает большой временной промежуток, они не теряются на фоне своих современников. Русскую национальную тему они раскрыли с разных сторон, один – как всеми признанный, обстоятельный критический реалист, другой – как художник академического направления с уклоном в сферу салонной живописи, третий – как пленэрист, пейзажист, близкий отечественному импрессионизму.

Выставка продлится до 29 сентября 2019 года.

Фото: СОХМ

Галерея